В месте, называемом Шахрисабз, примерно в 80 км к югу от Самарканда в Узбекистане, гигантский памятник Тимуру (Тамерлану) 14-го века отмечает место, где он родился. Амир Тимур хотел быть похороненным в простой могилев своём родном городе Шахрисабзе, но у его родственников и советников были более грандиозные планы, за которые благодарны современные гиды Самарканда.
При Тимуре и его преемниках Самарканд стал центром науки и науки. Его мавзолей Гур- Эмир, является одной из жемчужин исламского искусства. Династия Тимуридов просуществовала в Центральной Азии в течение столетия, а потомок Тимура Бабур основал мусульманскую линию индийских императоров, известных как Великие Моголы.
Месторасположение
Гур-Эмир или Гури-Амир – это мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана (также известного как Тимур) в Самарканде, Узбекистан. Гур-Эмир занимает важное место в истории турко-персидской архитектуры, как предшественник и модель для более поздних великих могил архитектуры моголов, включая Могилу Хумаюна в Дели и Тадж-Махал в Агре, построенную потомками Тимура, правящей династией Моголов в Северной Индии.
Самарканд – один из древнейших городов мира. Город известен своей историей, расположенными на его территории мавзолеями и мечетями. Старая часть Самарканда – это место, которое переносит человека на многие века назад, в период расцвета империи великого Амира Тимура. Самарканд это не только Гур-Эмир, но это и Ансамбль Регистан, обсерватория Улугбека, мавзолей Рухабад, мавзолей Шахи Зинда, медресе Улугбека, мечеть и мавзолей Биби Ханум (с мавзолеем связана одна из красивых, романтичных легенд), Афросиаб и много других красивых, роскошных, величественных архитектурных строений. Фото не могут передать всю красоту города и Гур-Эмир.
Гур-эмир (что переводится как «гробница короля») – это мавзолей с восточным, богатым колоритом и архитектурой, и наполненный легендами. Его строительство началось в 1403 году после смерти самого любимого внука Тимура, который также был там похоронен. Здание в персидском стиле имеет одну бирюзовую связку, ребристую и украшенную витиеватыми розетками. Купол возвышается над зданием восьмиугольной формы, которое также очень детализировано с орнаментальной мозаикой и эпиграфом.
Почему стоит посетить
Действительно ли великий хромец похоронен в этом мавзолее? В 1941 году гробница была распечатана, чтобы проверить останки Тимурленга. Раскопки были успешными в том смысле, что повреждения скелета соответствовали описаниям ранений, полученных Тимуром в битве, которые привели к его гибели, и подтвердили, что останки действительно принадлежат действительно ему.
Советский антрополог Михаил Герасимов открыл усыпальницу в 1941 году и, среди прочего, подтвердил, что Тимур был высоким (1,7 метра), хромал на правую ногу, и правая рука была травмированная вследствие полученных в 25 лет травм. Открытие гробницы подтвердило и версию гибели Улугбека – он был обезглавлен. Согласно любимому анекдоту каждого гида, Герасимов нашел на могиле Тимура надпись о том, что «всякий, кто откроет это, будет побежден врагом, более грозным, чем я». На следующий день, 22 июня 1941 года, Гитлер напал на Советский Союз.
Во дворе стоит большой мраморный блок, вырезанный в арабесках и известный как Кок Таш. Историки спорят о том, был ли это трон Тамерлана, но с 17-го века он определённо использовался в качестве коронационного камня бухарскими эмирами. Узники благородного происхождения служили подножиями для ног.
Архитектура
Внешне Гур-Эмир представляет собой однокупольное здание. Он известен своей простотой конструкции и торжественной монументальностью внешнего вида. Это восьмигранное здание, увенчанное лазурным рифленым куполом. Внешняя отделка стен состоит из голубой, светло-голубой и белой плитки, организованной в геометрические и эпиграфические орнаменты на фоне терракотовых кирпичей. Купол (диаметр – 15 м, высота – 12,5 м) имеет ярко-синий цвет с глубокими розетками и белыми пятнами.
Желто-зелёные офсеты бирюзово-голубые, как свет, так и тени играют с мозаичным оттенком. Не менее впечатляющим является интерьер мавзолея. Гексагональные плитки из оникса придают нижним стенам зеленоватый оттенок прозрачности, увенчанный кораническими надписями, вырезанными в мраморе и написанными на яшме. Геометрические панели сияют сияющими звёздами, рядом с нишами, увешанными сталактитами, вылепленными из папье-маше, окрашенного в синий и золотой цвета. Внутренний купол имеет сложное позолоченное покрытие вокруг высоких решётчатых окон. Семь мраморных надгробий, окруженных мраморным рельсом, окружают темно-зелёную плиту длиной 1,8 метра, некогда самую большую часть нефрита в мире. Улугбег привез его из Монголии в 1425 году, чтобы покрыть могилу деда.
Попав в мавзолей после наступления темноты, человек становится невольным свидетелем того, как центральная комната сверкает, когда свет мерцает от колоссальной хрустальной люстры, висящей под куполом. Позолота на потолке, кажется, светится, и кажется, что ты действительно в очень святом месте.
На заднем дворе к юго-востоку от Гур-Эмира находится ещё один мавзолей Тимуридов, известный как Ак Серай (Оксарай, или Белый дворец), построенный около 1470 года, с несколькими яркими фресками и мозаикой из майолики внутри. Фрески были едва заметны до того, как их восстановили в 2008 году.
Саркофаги Тамерлана и его жён
Прекрасный портал и фирменный рифленый лазурный купол мавзолея Гур-эмир отмечают место последнего упокоения Тимура (Тамерлана) вместе с двумя сыновьями и двумя внуками (включая Улугбека). Это удивительно скромное здание, во многом потому, что Тимур не собирался быть похороненным здесь. Плитка и купол особенно красивы, и их красота особенно видна ночью, когда здание освещено грандиозными эффектами.
Тимур построил для себя в Шахрисабзе простой склеп, а в 1404 году построил этот для своего внука. История гласит, что когда Тимур неожиданно умер от пневмонии в Казахстане (в ходе планирования экспедиции против китайцев) зимой 1405 года, перевалы назад в Шахрисабз были заснежены, и его похоронили в мавзолее.
В центре мавзолея находится камень Тимура, некогда один блок темно-зеленого нефрита был вынесен оттуда в Персию в 1740 году военачальником Надир-шахом. Камень принёс персидскому правителю невезение, и по настоянию своих религиозных советников он вернул камень в Самарканд.
Простая мраморная метка слева от Тимура – это Улугбек, справа – это Мир Саид Барака, один из духовных советников Тимура. Впереди Мохаммед Султан. Камни за Тимуром отмечают могилы его сыновей Шахрукха (отца Улугбека) и Миран Шаха. Дальше лежит шейх Сейид Умар, самый почитаемый из учителей Тимура, считающийся потомком пророка Мухаммеда.
Столб из конского волоса отмечает могилу святого человека, чьи останки были обнаружены во время строительства мавзолея. Эмблема была обычным явлением во время паломничества в Мекку. Эти надгробия на самом деле являются кенотафами, соответствующими расположению настоящих могил в сводчатом склепе ниже. Таким образом, как и в случае других мусульманских мавзолеев, камни – это лишь видимая часть надгробий, в то время как фактические, настоящие саркофаги находятся под полом.
С Тамерланом похоронили двух его самых любимых жён. Если женщин положили в мраморные саркофаги, то забальзамированное тело Амира Тимура лежит под нефритовым надгробием. Впоследствии в мавзолее были похоронены как родственники Тимура, так и духовные деятели.
Гур-Эмир так же прекрасен, как и остальные мавзолеи, расположенные в старой части города Самарканд. Иногда их можно перепутать.
Вокруг фигуры Амира Тимура, как при жизни, так и после смерти, ходило много легенд. Это была одиозная личность, но сложно не признать величину Тимура и его роль в мировой истории. Даже после своей смерти он вызывал страх у людей. Персидский правитель Надир-шах, забравший из мавзолея надгробную нефритовую плиту правителя, навлёк на себя неприятности, и был вынужден вернуть плиту на место.
Но самая интересная легенда связана с экспедицией советских учёных, которые вскрыли саркофаг Тамерлана, а на следующий день началась Великая Отечественная война.
В легенды можно верить, или относиться к ним с долей скептицизма, но, приехав в Самарканд, невозможно не посетить место, где нашёл своё последнее пристанище грозный и великий Тамерлан, и не сделать фото на фоне голубых минаретов.