Ферганская долина — самая населенная в Центральной Азии — находится в котловине окруженной горами высотой до четырех с половиной тысяч метров. Из Ташкента попасть туда можно только через самый высокий в Узбекистане перевал.
Советские инженеры прокладывали транспортные магистрали руководствуясь экономической целесообразностью, поэтому трасса в долину проходила через Таджикистан. Дорога через перевал Камчик существовала, в пятидесятые годы ее сделали автомобильной, но уклон местами был очень сильный — двигатели перегревались, а зимой она становилась вовсе не проезжей.
После распада Советского союза встал вопрос о необходимости полноценной автомагистрали в Ферганскую долину, которая бы проходила по территории Узбекистана, где на тот момент проживало семь с половиной миллионов человек — треть населения страны. Новую транспортную магистраль решили провести на месте имеющейся дороги. Строительство велось с 2012 по 2018 гг.
Трасса Ташкент — Ош проходит через Наманган и Андижан и имеет общую протяженность 442 км., это на 90 км. меньше чем путь по старому шоссе через Худжад (Таджикистан). Длина горного участка дороги А-373 составляет 123 км., на всем протяжении имеет четыре полосы и проходит через два тоннеля, общей протяженностью более двух км.
Совет: отправляться на перевал следует с полным баком. Последняя АЗС находится в г. Ангрен, следующая будет в долине. На небольших заправках может оказаться только 80-й бензин.
Высота Камчика 2268 м., зимой на перевале выпадает до двух с половиной метров снега, существует опасность схода лавин. На этапе проектирования были заложены снегозадерживающие системы, но в зимние месяцы, при ухудшении погодных условий перевал может быть закрыт. Есть несколько аварийно опасных отрезков там, где повороты сочетаются с участками подъема и спуска.
Обратите внимание: на крутых участках устроены аварийные тупики на случай внезапного отказа тормозной системы.
В 2016 году через Кураминский хребет была пущена железная дорога, для этого построили девятнадцати километровый тоннель — самый длинный в Центральной Азии. По своей сложности, тоннель занимает восьмое место в мире. Генеральный подрядчик — Китайская компания China Railway Tunnel Group, стоимость строительства и проектирования — 1635 млрд долларов. После открытия железнодорожного сообщения автодорогу закрыли для грузового транспорта.
Сейчас население Намангна, Андижана, Ферганы и их областей составляет более девяти миллионов человек, через перевал курсирует до двадцати двух тысяч машин ежесуточно и автомобильный поток растет. Было принято решение о сооружении еще одного тоннеля, под существующем. Его строительство планируют начать в 2021 году.
ВАЖНО: В темное время суток передвигаться по шоссе нужно с особой осторожностью, так как на проезжую часть регулярно выходят животные.