- Где находится
- Основные достопримечательности
- Старая Хива
- Цитадель Куня-Арк
- Ворота Ичан-кала
- Ак Мечеть (Белая мечеть)
- Дворец Таш Хаули
- Джума Мечеть
- Кальта Минар
- Медресе Мухаммад Амин-хана
- Мавзолей Пахлаван Махмуда
- Мавзолей Саида Аллаудина
- Мавзолей Уч-Овлия
- Медресе Амир Тура
- Медресе Кази-калян
- Медресе Кутлуг-Мурад-Инака
- Медресе Матнияз Диван-беги
- Медресе Мухаммад Рахимхана
- Медресе Сейид-бея
- Медресе Хурджум и Аллакули-хана
- Тим и караван-сарай Аллакули-хана
- Медресе Ширгази-хана
- Мечеть Богбонлы
- Минарет и медресе Ислам-Ходжа
- Минарет Палвон-Кари
- Музей им. Аль-Хорезми и Беруни
- Музей ремесел
- Памятник Аль-Хорезми
- Время намаза
- Заключение
Архитектура – застывшая история. Это утверждение в полной мере относится к городу Хиве. Два с половиной тысячелетия ее истории можно увидеть собственными глазами, посетив памятники архитектуры и музеи этого древнего города.
Где находится
Город Хива – райцентр в Хорезмской области Узбекистана, спутник Ургенча. У города богатая история. За 2500 лет она трижды была столицей. Недолгое время Хива была главным городом Хорезма – с тех пор, как воды Амударьи сменили русло, и без воды остался Ургенч, и до времени, когда прежняя столица переехала на новое место. С 1598 Хива была центром Хивинского ханства. С 1920 по 1924 год – Хорезмской Советской Народной Республики.
Но изменилось время, да и географическое положение Хивы. Амударья вновь сменила русло, оно сместилось на расстояние в 40 км северо-восточнее города. Вода из реки поступает в Хиву по каналам. Для столичных амбиций современного города, стоящего посреди пустыни Каракум, этого недостаточно. Географическая карта стала играть против одного из важнейших узлов Великого Шелкового пути. Но, потеряв политическое значение, город сохранил культурное.
Основные достопримечательности
Жемчужина Средней Азии, древняя Хива, или Ичан-Кала, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Сейчас это не только огромный музейный комплекс: район жилой. Туристы – стабильный источник дохода населения Хивы. К тому же узбекское гостеприимство известно на весь мир. Поэтому комфорт туристам в древнем городе обеспечен: здесь легко найти гостиницы, кафе, место для парковки машины и достопримечательности, которые необходимо посмотреть.
Старая Хива
Город состоит из двух частей: внутренней крепости Ичан-Кала и внешнего оборонительного круга Дишан-Кала. В Ичан-Кала сосредоточено большинство памятников архитектуры и истории Хивы. От Дишан-Кала внутренний город отделяет толстая глинобитная стена высотой 10 метров. Стоит она частично на фундаменте древнейшего из известных укреплений Хивы – крепости VI-V вв до н.э.
На крепостные стены в некоторых местах разрешается подняться. Это позволяет не только оценить умения средневековых мастеров Хорезмского ханства, но и оглядеться, наметить точки, которые обязательно нужно рассмотреть поближе. Таких в городе Хиве достаточно.
Цитадель Куня-Арк
Сердце Ичан-Кала, третий оборонительный контур города. Построенная в конце XVIII века крепость окружена стенами, разве чуть менее внушительными, чем у Ичан-Кала. Внутри – дворец хана. Во время осады здесь мог в достаточно комфортных условиях жить и работать как сам правитель, так и его советники и семья – под охраной гарнизона.
Во дворе цитадели ставили юрты для прибывающих вождей кочевых племен, чтобы не заставлять уважаемых людей ночевать под непривычной им крышей.
Тронный зал с мозаичным дугообразным сводом раньше украшал деревянный трон, оббитый чеканными серебряными пластинами с цитатами из Корана, украшенными растительным орнаментом. Сейчас его можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Колонны во всем комплексе деревянные, резные, с цитатами из поэта и историка Огахи. В конце XIX века были достроены гарем и бастион Ак-Шейх-Бобо (отсюда можно посмотреть на город с самой высокой его точки). Открылся монетный двор (сейчас здесь открыта нумизматическая выставка, где представлено почти всё многообразие монет и купюр, бывших в обороте в Хиванском ханстве.
Есть на территории цитадели и мечети: простая, но удобная теплая и изящная, вся в майолике и растительном орнаменте летняя. Это самые поздние постройки на территории, но они настолько искусно вписаны в ансамбль города, что оставляют впечатление причастности к истокам этой страны.
Ворота Ичан-кала
У крепости Хивы есть четверо ворот, каждые из которых выходят на свою сторону света.
Ата дарваза, западные, считаются главными. Существующие сейчас ворота были выстроены в самом начале XIX века, материал – жженый кирпич. В здании 10 м в длину и 4 в ширину размещались обменный пункт, таможня, лавки. Через 100 лет после сооружения памятник пережил реконструкцию из-за расширения дороги, но основные функции сохранились. В 1975 году объект отреставрировали с использованием данных шахских архивов, восстановив первоначальный облик.
Палван-Дарваза, восточные, вторые по значимости, начали строиться одновременно с западными, а завершены только в 1835 году. Это значительно больший, чем Ата дарваза, коридор под вытянутым арочным сводом, украшенный куполами, внутри которого размещались лавки и помещения чиновников. Справа от ворот находился рынок рабов. Сами ворота снабжены нишами, в которых в ожидании приговора выставляли преступников и беглых рабов. Рядом было и местное лобное место, откуда зачитывали указы хана и где совершались казни. Из-за этой особенности можно услышать и другие названия восточных ворот: Пашшаб дарваза (ворота казни) или Кул дарваза (рабские).
Багча-Дарваза (северные) и Таш-Дарваза (южные) ворота начали строиться в 30-40-е гг XIX века. Северные почти вдвое длиннее южных, а в остальном здания похожи: внутри разделены на комнаты для таможни, солдат и торговцев, украшены башнями. Лестницы башен Северных ворот проходят фактически внутри крепостной стены.
Ак Мечеть (Белая мечеть)
Стоит у Палван-Дарваза. Фундамент относится к середине XVII, а само здание – к середине XIX века. Она отличается от других мечетей Хивы строгой красотой без обычного для Востока изобилия деталей и орнаментов. Мечеть строилась, чтобы простые жители ближайших кварталов приходили сюда на намаз 5 раз в день. Украшений здесь немного, но выполнены они на редкость искусно. Это резные деревянные двери и окна и оконные решетки из резного ганча – особого искусственного гипса, который украшался ажурными орнаментами.
Дворец Таш Хаули
Название дворца означает «Усадьба из камня». Построен он в 30-е годы XIX века. Строительство заняло 8 лет, хотя изначально заказчик, Аллакули-хан, жестоко казнил нескольких зодчих, которые отказывались выполнить задачу за 2 года. Строительство дворца длилось с 1830 по 1838 годы. Стены его были вписаны в пространство города и хранят следы искривленных улиц.
Первым был построен гарем – двор, окруженный двухэтажными жилыми помещениями. Комната хана и 4 комнаты для его жен (каждая – со смежными помещениями для слуг) расположены в южной части гарема. Убранство помещений здесь напоминает, что дворец стоит внутри крепости, центр двора занимает колодец.
Следующим был построен зал для официальных приемов мехмонхона – торжественный, построенный из нескольких айванов, с квадратным двором для юрт. Здесь проводились приемы и торжественные церемонии.
Третьим сооружением стала арзхона – помещение, где проходили суды. В ансамбле есть еще 5 небольших двориков. Части дворца соединены узкими неосвещенными коридорами, которые усиливают впечатление от самих помещений.
Все части дворца отделывал мастер Абдулла Джин (Гений). Созданные под его руководством майолика, ишкорская глазурь, не теряющая своего насыщенного синего цвета веками, шлифованный кирпич, резное дерево и камень, подвесные потолки и роспись до наших дней дошли практически в первозданном виде. Здание соединяет традиции архитектуры легкого городского хивинского жилища и укрепленных загородных усадеб Хорезма: войдя в невыразительную крепость, вы обнаружите настоящий восточный дворец.
Джума Мечеть
Джума – это мечеть, в которой мусульмане собираются по пятницам на дневную молитву. Такое здание в крупных средневековых городах было одно. Хивинская Джума-мечеть – самая крупная в городе. Первое упоминание о ней зафиксировано в Х веке, но существующее здание выстроено в 1788 году взамен разрушенного древнего. Архитекторы стремились воссоздать прежнее здание по сохранившимся описаниям, поэтому хивинская пятничная мечеть отличается архаичностью. Высота стен современной мечети 4,5 м, минарета – 42 м. Михрабная часть украшена росписью с растительными орнаментами. Деревянный свод поддерживают 227 резных деревянных колонн. Некоторые из них копируют древние, некоторые и вправду сделаны в X-XI веке. Изношенные колонны заменяют, поэтому все они имеют разный возраст. Некоторые из них раньше украшали другие здания. Эти колонны – основная достопримечательность хивинской Джума-мечети.
Кальта Минар
Этот минарет был бы крупнейшим в Средней Азии (его высота должна была достигать 70 м), но он остался недостроенным. Так и появилось имя «Кальта» («Короткий»). Его строительство заказал Мухаммад Амин-хан, но после его гибели в битве наследники не смогли завершить строительство: не хватило средств. Поэтому он возвышается над землей всего на 26 метров. Хотя достроить минарет не получилось, зодчие смогли придать ему завершенную форму.
Медресе Мухаммад Амин-хана
Кальта Минор задумывался в едином ансамбле с медресе Мухаммад Амин-хана, которое правитель достроить успел. Огромное духовное училище, самое большое в Центральной Азии, было рассчитано на 260 студентов и состояло из 130 худжр – келий, каждая из которых была двухкомнатной. Масштаб здания и его богатая облицовка привлекают внимание, несмотря на соседство с самым оригинальным в Центральной Азии, а то и мире, минаретом. Хотя задумывались здания как единый ансамбль (при каждой мечети должен быть минарет, а какое медресе без мечети?), судьба внесла свои коррективы в планы хана.
Сейчас сооружение используется как гостиница. Гости Хивы могут оценить быт студентов XIX века – с коррективами в виде современных бытовых удобств.
Мавзолей Пахлаван Махмуда
Скорняк Махмуд жил в Хиве в XIII веке. Он был силён, храбр, умел слагать стихи и музыку, был легендарной личностью, чем заслужил среди земляков славу богатыря – пахлавана. Население Хивы веками считало его покровителем города, и в XVIII веке решили построить ему мавзолей. Сначала простенькое здание стояло на месте мастерской Махмуда, во дворе которой он и был изначально захоронен.
Мавзолей быстро стал достопримечательностью Хивы. В 1810 году было принято решение о его реконструкции: Мухаммад Рахим-хану понадобилось построить рядом усыпальницы для своих родственников. Тогда к мавзолею пристроили бирюзовый купол, по которому его узнают даже никогда не бывавшие до этого в Хиве туристы – он присутствует на большинстве рекламных фото. Появился единый комплекс – усыпальниц покровителя города и родственников местного хана. В 1825 году этот комплекс украсили майоликой, которую в то время ценили по весу золота, а в окнах появились медные решетки и облицовка. В 1913 комплекс дополнили кариханой – помещением, где читают Коран. В современный ансамбль вошли мечеть, маленькое медресе, обитель суфиев и приют для слабовидящих.
Мавзолей Саида Аллаудина
В одной из древнейших из сохранившихся построек города, по легенде, покоится родственник пророка Мухаммеда, праведник и суфийский шейх Саид Аллауддин, который умер в 1303 году, а через полвека был построен мавзолей. За вход сюда денег не берут, доступ открыт с 8 до 17 часов по местному времени, но нужно соблюдать приличия, чтобы не обидеть верующих: для мусульман это культовое место, сюда регулярно приезжают паломники.
Здания грубой постройки, без декора характерны для монгольского периода хивинской архитектуры. А вот надгробия обильно декорированы, в основном майоликой. Декор был выполнен в середине XIX века, но мастера настолько точно попали в стилистику XIV столетия, что неспециалист не заметит несоответствия. Речь о реставрации и даже реконструкции здесь не идет: какие-то украшения на могиле шейха были, это доказано археологами, но восстановить оригинальный декор невозможно.
В те же годы, когда украшали надгробия, был переделан и вход в усыпальницу: при Аллакули-хане к западу от мавзолея пристроили молельню, а вход был перенесен на северную сторону.
Мавзолей Уч-Овлия
Мавзолей памяти трех святых был сооружен во время активной застройки Ичан-кале в XVI веке. Это огромный зал, покрытый куполом. Захоронения начинаются с 1561 года. Здание как минимум дважды реставрировалось.
Медресе Амир Тура
Построенное в самом конце XIX века, здание со стороны, обращенной к улице, имеет 2 этажа, а с внутренней – один. Строительство велось за счет брата правителя Хивы. Здание успели достроить, но когда начались работы по декорированию фасада, строительство прекратилось: в город вошли красноармейцы, началась война.
Медресе Кази-калян
Кази-калян – это верховный судья. Такую должность занимал Салим Ахун, который в 1905 году решил построить рядом с Соборной Мечетью современное медресе, где, кроме священников, готовили специалистов в области права и системы налогообложения. В 15 кельях жили и учились всего 35 студентов. Архитектура была выбрана простая, судья предпочел вложить средства в качество образования. Сейчас в здании расположен музей истории музыкального искусства Хорезма, где можно узнать, как звучали хорезмские макомы – особый жанр, характерный для Средней Азии времен Средневековья.
Медресе Кутлуг-Мурад-Инака
Первое двухэтажное медресе в Хиве, построено в начале XIX века братом хана Мухаммад Рахима по схеме, заимствованной в Бухаре и дополнительно упрощенной. Здесь не стали строить больших залов, а вместо летних глубоких айванов для проживания студентов построили пригодные круглый год худжры в количестве 81. А вот порталы внутри двора украшены хивинскими орнаментами: от этой местной традиции решено было не отступать.
В Бухаре украшали в большей степени не дворы, а фасады. В этом здание Кутлуг-Мурад-Инака соответствует традиции соседей и выделяется из ряда местных медресе. Обращает на себя внимание и рельефная штампованная терракота, которой украшены угловые башни: такие украшения типичны для Бухары, а не для Хивы.
Во дворе медресе находится сардоба – источник, покрытый куполом. Есть и подземное водохранилище, которое питало водой не только учебное заведение, но и большую часть города.
Сегодня в здании работает художественный музей Хивы, а во внутреннем дворе – ремесленные мастерские.
Медресе Матнияз Диван-беги
Это здание было переделано под медресе из караван-сарая (постоялого двора) в 1622—1623 годах. Здесь нет больших залов для занятий, вход ведет сразу во внутренний двор. Есть и другие признаки того, что сооружение было приспособлено под другие нужды. В отделке строители постарались придать зданию оригинальности. На портале вместо типичного для того времени растительного орнамента изображены лани и симурги, что нетипично для исламской художественной культуры того времени.
Медресе Мухаммад Рахимхана
Самое монументальное из хивинских медресе. Построено в 1871–1876 годах по приказу хана Мухаммад Рахима. Гордостью этого медресе была огромная библиотека. Кроме религии и теологии, здесь изучали математику, языки, поэзию, учились вести диспуты, в которых участвовал порой и сам просвещенный монарх.
Внутренний двор образован 76 кельями – худжрами, рассчитанными на двоих слушателей, при каждой из которых предусмотрена маленькая комнатка для хозяйственных нужд. В центре двора стоит двухэтажное здание – как сказали бы сейчас, учебный корпус. Украшение здания – башни в углах, увенчанные зелеными мозаичными куполами, и фасад из бело-голубой майолики.
Сейчас в здании теплой мечети действует Хорезмский литературно-исторический музей.
Медресе Сейид-бея
Небольшое здание с 30-метровым минаретом, построенное на рубеже XVIII-XIX веков, привлекает внимание в первую очередь отделкой минарета – фигурная кирпичная кладка декорирована орнаментом из зеленой плитки.
Медресе Хурджум и Аллакули-хана
«Хурджум» означает «переметная сумка». Название это народное. История оригинального комплекса зданий такова. В середине XVII века было построено одно из самых старых сохранившихся медресе города – Ходжамберды-бия. Оно простояло до середины XIX века, когда хан Хивы Алла-кули решил выстроить своё учебное заведение неподалеку. Масштабному строительству мешали стена города и старое медресе. Их частично разобрали, и в результате новое здание в стиле позднего хорезмского средневековья частично стоит на фундаменте старого училища. От медресе Ходжамберды-бия осталось 16 худжр и дарсхона – квадратная учебная аудитория, интерьеры которых украшены только расписными деревянными решетками на окнах.
Так и получилась «переметная сума» — новое строгое медресе с изящно отделанным фасадом (внутри отделки практически нет) и старое, проще и меньше. В медресе Аллакули-хана весь первый этаж был отведен под библиотеку, открытую для слушателей любых других учебных заведений города.
Сейчас в здании медресе Аллакули-хана открыта экспозиция музея истории медицины им. Абу Али ибн Сины (Авиценны), а на территории работает центр ремесел.
Тим и караван-сарай Аллакули-хана
Содержать медресе, а особенно его библиотеки, удавалось на доходы от караван-сарая и тима, построенных по приказу хана Алла-Кули рядом с медресе. Здания образуют единый ансамбль. Караван-сарай – восточная гостиница для купцов со складами и стойлами – в одном из крупнейших городов Великого Шелкового пути была крайне востребованным заведением и приносила хороший доход. Тим (крытый рынок) входил с караван-сараем в единый комплекс, что значительно упрощало логистику для купцов. Чтобы сделать удобный подъезд к заведениям, хан велел разрушить часть стены города.
Гостиный двор, построенный Алла-Кули-ханом, был большим: размер 69х58 м, 104 двухэтажных номера, некоторые из которых могли быть одновременно и жильем, и лавками. Фасад и внутренние интерьеры здания оштукатурены, но не декорированы.
Торговые ряды функционируют и сегодня, здесь можно купить сувениры из Хивы.
Медресе Ширгази-хана
Основанная в начале XVIII века ханом Ширгази, эта медресе старейшая из сохранившихся в городе. В народе ее называют «Маскани фазилан» — обитель знаний. Из-за проседания грунта вход в здание оказался на 2 метра глубже уровня почвы, и это придает зданию гораздо более древний вид. Это здание интересно не столько архитектурой, сколько историей. Шергази-хан приказал строить медресе по случаю блестящей победы в городе Хорасане. Из похода он привел множество вражеских солдат, обращенных в рабство. Они и стали строителями училища, а за работу им была обещана свобода. Но шах не спешил выполнять свое обещание, затягивая работы. Так прошло 8 лет, а потом терпение пленных солдат лопнуло. Они напали на шаха и убили его. По традиции, медресе стало памятником своему основателю. Его мавзолей входит в ансамбль, он пристроен к главному зданию с запада.
Мечеть Богбонлы
Богбонлы – это квартальная мечеть, основанная в начале XIX века. Архитектор Пахлаван-кули, резчик по дереву — потомственный мастер Руз Мухаммад. Главная достопримечательность Богбонлы – резные колонны из дерева, похожие на колонны в мечети Джума. Самые ранние из них относятся к XIV веку.
Минарет и медресе Ислам-Ходжа
Комплекс Ислам Ходжа сочетает самое маленькое медресе Хивы с ее самым высоким минаретом, восходящим своей формой к древним башням XI-XII вв, а построен он в 1908-1910 годах.
Ислам Ходжа, главный визирь Мухаммад Рахим-хана II и его сына Исфандияр-хана, был сторонником сближения с Европой. Почта, телеграф, завод по очистке хлопка, школа европейского типа – всё это Хиванское ханство получило благодаря этому человеку. Но и строительство традиционного медресе он тоже счел необходимым.
Задачей зодчих, строивших минарет, было превзойти минарет Калон, что в Бухаре. Это удалось: длина башни из Хивы вместе с фундаментом составляет 57 метров, диаметр у основания 9,5 м, а облицовка плиткой цветом от белого до глубокого синего усиливает впечатление легкости и воздушности. Это самая высокая точка, с которой можно увидеть Хиву, не прибегая к летательным аппаратам.
Небольшое медресе, у которого богато декорирован только фасад, служит для минарета идеальным фоном. Сейчас в нем находится Музей прикладного искусства.
Минарет Палвон-Кари
Этот минарет был построен в начале XX века. Уникален он цилиндрической формой: его собратья обычно сужаются кверху. Вместо традиционной отделки майоликой поверхность минарета украшена фигурной кирпичной кладкой, и не по всей поверхности, а небольшими фрагментами. Оригинальное архитектурное решение позволило создать здание, не похожее на другие хивинские минареты. На фоне местного изобилия классических для Хорезма зданий такой подход оказался успешным.
Музей им. Аль-Хорезми и Беруни
Музей истории Хорезма не напрасно носит имя двух хорезмских ученых — великого математика и известного историка и философа. Основное место в экспозиции занимают археологические находки, сделанные на месте городов Койкрылган-кала (III век до н.э.) и Топрак-кала (VI век н.э.). Произведения искусства, создававшиеся на земле Хорезма 20-24 веков назад, впечатляют. Тем более, эти образцы легко можно сравнить с тем, что делали прямые потомки древних ремесленников буквально 1-2 века назад, просто выйдя их музея на улицу.
Средние века представлены в основном макетами: оригиналы археологам не достались, они по-прежнему украшают улицы города Хивы.
Музей ремесел
В здании медресе Матпана-бая можно ознакомиться с изделиями ремесленников Хорезма от древнейших времен до наших дней. Больше всего в коллекции предметов XIX-начала ХХ веков – периода экономического и технологического расцвета города. После посещения памятников архитектуры Хивы посетителям будет интересно узнать, как работали местные гончары, чеканщики, резчики по дереву и ганчу.
Памятник Аль-Хорезми
У Западных ворот Ичан-Калы в 1983 году установили памятник Абу Абдаллаху Мухаммаду ибн Мусу аль Хорезми работы Спартака Бабаяна. Установку приурочили к 1200-летию автора терминов «алгебра» и «алгоритм», благодаря которому мы сегодня знаем и используем десятичные дроби.
Время намаза
Намаз – мусульманская молитва – совершается в строго определенное время, которое зависит от восхода и захода Солнца.
Утренняя молитва начинается, когда на горизонте с востока появляется светлая полоска, и заканчивается за несколько минут до полного восхода Солнца.
Полуденный намаз читается с момента, когда Солнце прошло точку зенита (тени от предметов отсутствуют), до времени, когда длина тени от предмета совпадет с длиной самого предмета.
Послеполуденный (предвечерний) – начинается, когда тени становятся вдвое длиннее предметов, до момента, пока Солнце не начнет терять яркость.
Вечерний (закатный) – от захода Солнца до тех пор, пока Солнце полностью не закатится, но начинать молитву нужно раньше, чем Солнце начнет терять яркость.
Ночной – от окончания вечерней зари до первых признаков рассвета.
Временные промежутки, допустимые для совершения молитв, довольно велики. Чтобы узнать, во сколько точно начинают намаз в мечетях Хивы, проще всего обратиться к специальным сайтам, которые легко найти по запросу «Намаз в Хиве: во сколько».
Заключение
Добраться до Хивы можно от соседнего Ургенча, в котором есть аэропорт. Дальше нужно проехать расстояние в 30 км. Это занимает всего полчаса на электричке. Столько же времени понадобится, чтобы добраться до спутника Ургенча на машине. Из современного города вы переместитесь в Хиву, словно сошедшую со страниц восточных сказок. В сети есть карты города с описанием достопримечательностей на русском языке, так что погулять там можно самостоятельно. Посетите Хиву, здесь есть что посмотреть. Город оставит вам на память непередаваемые впечатления и множество живописных фото.
Железная дорога – главная артерия экономики XX века – пришла в Хиву только в 2018 году. Это благоприятно сказалось на туристическом потоке, и сейчас власти Узбекистана думают о строительстве в городе аэропорта.
Пять минаретов древней Хивы находятся на одной линии, всего в 200 м друг от друга. Центральный – минарет Джума-мечети, сразу на запад от него – легко узнаваемый Кальта-Минор, за которым виден минарет Ша-Каландар-бобо. С востока от Джума находится минарет Сейид-бия, за ним – Палван-кари.
Родственник Аллакули-хана, Кутлуг-Мурад-Инак, на средства которого было построено одноименное медресе, желал быть погребенным на его территории, но поскольку умер он в Дишан-Кала, исполнить его волю было нельзя: через ворота труп в город вносить возбранялось. Чтобы исполнить волю основателя, пришлось разобрать стену города.