Метро в Ташкенте открылось в 1977 году и стало первой подземкой в Средней Азии. Для города с населением в 2,5 миллиона это необходимый вид транспорта, но пока что он загружен не полностью. Столица Узбекистана активно развивает метро, подводя его к окраинам.
Карта-схема
Для человека, который недавно оказался в Ташкенте, простая схема метро, даже на русском языке, дает мало информации. Другое дело – когда она наложена на карту города. Сразу понятно, где ближайшая станция и как до неё дойти.
Эта схема создана энтузиастами общественного транспорта Ташкента и постоянно обновляется.
История постройки
Первой линией Ташкентского метро стала Чиланзарская. В 1977 г., в день открытия, ее протяженность составляла 12,2 км, на которых расположились 9 станций. Сегодня число станций увеличилось на 3, а протяженность ветки выросла до 16,8 км. Время поезда в пути между конечными станциями составляет 22 минуты.
В 1991 г. открылась вторая линия – Узбекистанская. Она состоит из 11 станций, протяженность ее 14,2 км, а вот время поезда в пути такое же или чуть меньше (20 минут), как на Чиланзарской ветке.
Самая новая линия – Юнусабадская. Она открылась в 2001 г. и стала первым крупным метропроектом в Таджикистане после обретения независимости. Пока что она совсем небольшая – 6 станций, 7,6 км, 10 минут поезд проводит в пути.
Несмотря на небольшую глубину залегания, тоннели Ташкентского метрополитена построены в основном закрытым способом. Сухая строчка «работы велись в основном немеханизированными щитами» означает: практически все тоннели и станции метрополитена Ташкента вырыты вручную. Это связано с особенностями грунта: Ташкент стоит на лёссовых почвах, суглинке который легко оседает под воздействием вибраций, переувлажнения и других факторов. Тяжелые и сильно вибрирующие механизированные щиты проваливались значительно ниже уровня тоннелей, приходилось поднимать их, укреплять грунт и только после этого продолжать работу. Ручной способ оказался экономически эффективнее. Но он значительно замедлил работы. Начатое в 1968 году строительство завершилось запуском первой линии только в 1977-м – и это было на год раньше проектного срока, измененного с учетом сложных грунтов. Строительство новых подземных участков ведется при помощи современных щитов, способных укреплять грунт перед собой.
Кроме грунтов, проектировщики столкнулись с проблемой строительства метрополитена в сейсмоопасном регионе. Ташкентское метро, согласно проекту, должна выдерживать землетрясения до 9 баллов по MSK-64, что соответствует 7 баллам по шкале Рихтера.
Со времени открытия метро в Ташкенте, по счастью, не случалось сильных землетрясений, но бывали подземные толчки. На работе метро они не сказались. Впервые со дня запуска работу метрополитена приостановили 22 марта 2020 года – из-за пандемии коронавируса.
Современное состояние
Сейчас ташкентское метро состоит из 29 станций, расположенных на 3 линиях, общая протяженность которых составляет 36,2 км. Линии соединены тремя пересадочными станциями (на каждой по 2 пересадки). Загруженность транспортной системы относительно невелика, на сегодняшний день составы насчитывают всего 4 вагона. Это происходит потому, что ветки не доведены до спальных микрорайонов на окраинах. Продление веток – вопрос времени, Чиланзарская строится на юг, а Юнусабадская – на север. Пока же жители «спальников» предпочитают наземный транспорт, чтобы не переплачивать за пересадки.
Планы развития
2020 год должен стать знаковым для метро Таджикистана. Практически готовы к открытию станции Юнусабад и Туркестан. Пробный поезд до новых станций прошел 7 февраля 2020 года.
На 21 марта было запланировано открытие первого участка новой Сергелийской ветки. Эта наземная линия протяженностью 7,1 км, строительство которой началось в 2017 году, соединит спальный Сергелийский район с центром. Пересадка пока планируется одна – на Чиланзарскую ветку.
Более чем вдвое увеличит протяженность ташкентского метрополитена строящаяся Кольцевая линия. Её протяженность – 55 км. Уже построены две из семи станций первого отрезка этой ветки, вскоре ожидается ввод в строй первого участка – между станциями Дустлик и Куйлюк.
Достопримечательности ташкентского метро
Первые станции Ташкентского метрополитена напоминают богатые подземные дворцы Москвы, но их рисунок более воздушный и перекликается с архитектурой столицы Узбекистана.
Одна из красивейших станций – Алишер Навои, названная в честь жившего в XV веке великого поэта и философа, основоположника литературного узбекского языка. Она расположена на Узбекистанской линии, здесь находится пересадка на станцию «Пахтакор» Чиланзарской ветки.
«Алишер Навои» (на фото) украшена стрельчатыми арками и куполами, отделанными национальными орнаментами из мозаики. На входе над эскалаторами расположено большое мозаичное полотно с геометрическими узорами.
Станция «Пахтакор» названа в честь хлопкоробов – одной из наиболее уважаемых в Узбекистане профессий. Стены отделаны мозаичным полотном с растительным орнаментом.
На Узбекистанской линии находится и станция «Космонавтлар», или, на русском языке, «Космонавты» (на фото). Стены её отделаны плиткой от белого до глубокого синего цветов и напоминают атмосферу Земли – от прозрачной у поверхности до тёмной на границе с Космосом. Посередине потолка проложена широкая линия из множества ламп, символизирующая Млечный Путь. Станцию украшают изображения на тему космических экспедиций в стилизованных под иллюминаторы космического корабля плиточных рамках. Это портреты космонавтов Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Владимира Джанибекова, картины на тему программ «Союз-Аполлон» и «Интеркосмос» и портрет великого узбекского правителя и астронома Мирзо Улугбека.
Станция «Великий Шелковый путь» (по-узбекски Buyuk ipak yo`li), расположенная на Чиланзарской ветке, раньше носила имя Максима Горького. На торцевых стенах сохранились барельефы, посвященные Горькому как предвестнику революции, но большего внимания заслуживают резные орнаменты куполов и карнизов.
Станция «Дустлик» («Дружба») Узбекистанской линии украшена арками, напоминающими пролёты моста. Неудивительно, ведь до 2012 г. она носила название «Чкаловская». На самом деле Чкалов под мостом не летал. Этот красивый трюк придумал режиссер фильма о великом лётчике-испытателе, чтобы оправдать увольнение Чкалова на гражданку, которое произошло из-за банального дебоша. Были на станции и барельефы, посвященные реальным подвигам лётчика – беспересадочным перелетам из Москвы в Петропавловск-камчатский и, через год, в Ванкувер (США) через Северный полюс. Но их демонтировали в 2012 году.
Внимания туристов заслуживают станции Чиланзарской ветки «Hamid Olimjon» и «Mustaqillik maydoni».
График работы
Время работы Чиланзарской и Узбекистанской веток – с 5 утра до полуночи, а Юнусабадской – с 6 утра до 11 вечера. В некоторые мусульманские праздники график работы метро изменяют: оно открывает двери в 4 утра, чтобы люди успели в мечеть на намаз.
Стоимость проезда
Одна поездка в метро стоит 1400 узбекских сумов (10,8 рублей по курсу на 9 апреля 2020 г). Оплатить ее можно жетоном, которые продаются в кассах. Для частых поездок можно воспользоваться транспортной картой ATTO. Она дает возможность проезда не только в метро, но и на наземных видах транспорта. Владельцы карт платежной системы Узбекистана HUMO могут оплачивать проезд, просто прикладывая к турникету свою банковскую карту. Стоимость проезда не зависит от формы оплаты.
Заключение
Метрополитен Ташкента – не только удобная транспортная система, но и памятник архитектуры, в создании которого принимали участие и академические художники, и народные мастера. Поездка по его станциям (которые, кстати, с 2018 г. можно беспрепятственно фотографировать) – способ отлично провести время в столице Узбекистана.