Хлопковое (или Узбекское) дело — это серия уголовных дел, которые связаны с коррупцией в Узбекской ССР, когда должность руководителя занимал Шараф Рашидов. Расследование придали огласке, так как по всей стране были организованы спецоперации по выявлению и искоренению коррупции. Сейчас о «узбекском деле» знает весь мир, ниже предстоит разобрать детали этой непростой истории.
Почему Узбекистане стали выращивать хлопок
В первой половине 1800-х Российская империя импортировала большую часть хлопкового волокна из Соединенных Штатов. Однако во время Гражданской войны в США в 1860-х экспорт хлопка из южных штатов сократился, и Российской Империи пришлось искать альтернативных поставщиков.
Было принято решение начать строить железные дороги, соединяющие главные торговые города со Средней Азией. Небольшие независимые территории — Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират, расположенные на территории современного Узбекистана, стали основными поставщиками хлопка для текстильной промышленности России. Принудительное выращивание хлопка в эту эпоху расширилось и заняло плодородные земли, предназначенные для зерновых культур.
После большевистской революции 1917 в Российской империи Советский Союз возник в 1922 и поглотил большую часть Средней Азии. Узбекская Советская Социалистическая Республика (УзССР) стала одной из республик Союза в 1924. В советское время Сталин ввел централизованную плановую экономику, а еще быструю индустриализацию и обязательную коллективизацию.
В результате государство контролировало сельскохозяйственное производство, ценообразование, распределение, переработку и торговлю. Союз проводил политику самодостаточности, и сырье стало «белым золотом» Центральной Азии. В обмен на воду, продукты питания и энергию УзССР должна была быть основным поставщиком хлопка в Союз. Инвестиции советского правительства увеличили более чем вдвое, хлопковые поля в УзССР и пошли на закупку техники, удобрений, пестицидов и улучшенных сортов, а также на развитие более совершенных ирригационных систем. Инвестиции были строго ограничены увеличением производства хлопкового волокна, а не созданием рабочих мест и возможностей по всей производственно-сбытовой цепочке хлопка (текстильное производство) в УзССР.
К 1970-м УзССР производила более двух третей всего советского хлопка.
Когда в 1991 распался Союз, бывшая УзССР стала независимой страной, которая теперь называется Узбекистан. Без советских инвестиций и с трудным переходом от социализма к рыночной экономике Узбекистан попытался провести реформы для стабилизации своей экономики. Однако хлопковое дело в Узбекистане уже не наберет тех оборотов.
Подробности «узбекского дела»
Так как УзССР стал главным центром, где были хлопковые поля, нужно было обеспечивать всю европейскую часть СССР сырьем. Масштабы и производственный спрос был настолько большим, что маленькая республика едва справлялась с делом. В середине 1970 годов план по выращиванию был настолько большим, что единственным решением было — начать использовать опасные пестициды. Использования химикатов отражалось не только на рабочих (среди которых были даже дети), но и на экологии. В результате хлопкового производства, исчезло Аральское море. Первый секретарь предложил:
- Найти иные пути увеличения производства.
- Совершить поворот сибирских рек.
Проекты были разработаны, однако не реализованы. Нереалистичные планы привели к оттоку денежных средств и началу рас следовательского дела. Руководство Узбекистана на протяжении многих лет вело двойную бухгалтерию. Правительство СССР брало в расчет только официальную статистику хлопковых показателей, которая не совпадала с реальностью, поэтому Госплан был всегда нереализуем.
В 1975 году было принято решение провести расследование узбекского дела, которое затянулось до 1989 года. На протяжении долгого времени, руководителю республики Шарафу Рашидову удавалось не только держать под контролем экономику, но и всех участников коррупционной системы, которая выстраивалась годами. В результате дела, чиновники получили 4 млрд рублей за недоставленную партию хлопка, это и стало главной причиной подключения КГБ к расследованию в 1983 году. Разрешить ситуацию получилось только после смерти Рашидова, когда пост занял секретарь ЦК КП Узбекистана И. Б. Усманходжаев.