Махалля – это жилой квартал города, который обычно образовывал сообщество и самоуправляющуюся административную единицу жителей, имевших значительное влияние в Узбекистане.
Исторически сложилось так, что каждой махаллей управляла группа признанных старейшин, которых называли аксакалами (что дословно переводится как «белые бороды»). До нынешней системы, в которой назначаются аксакалы, эти люди избирались руководить своими общинами на неофициальной основе и только позже были признаны исполнительной властью или государственным учреждением.
Совсем недавно, после обретения Узбекистаном независимости, махалли были институционализированы.
Таким образом, руководители махаллей обычно избираются их общинами, но затем должны быть официально утверждены или назначены в качестве руководителей своих махаллей городскими властям. До советской эпохи и приобретения независимости роль старейшины в Узбекистане включала в себя различные функции, такие как сбор налогов, передача заказов, поддержание безопасности, разрешение споров между жителями и попечительство над ними, а также над сиротами и вдовами. Однако под эгидой советской власти функции махалли были сокращены. Махалля в первую очередь оказывала взаимную поддержку членам общины и отвечала за поддержку инициатив советского правительства. Постсоветская трансформация махалли постепенно расширила роль махаллей и превратила их из неофициальных и добровольных объединений жителей в официальные административные единицы города. Махалли включали не только обмен информацией и укрепление общинной идентичности, но и определённые традиционные структуры, которые использовались в качестве методов для обеспечения взаимной поддержки между членами общины.
Слово «махалля» в широком смысле относится к району или местному сообществу. Продвигая её как «традиционный институт», узбекское правительство приняло махаллю как «фундаментальную ячейку» общества. Махалли были узаконены в 1993 году в соответствии с Законом об институтах самоуправления граждан, также известным как Закон о Махалли. Узбекистан разделён примерно на 10 000 махаллей разной численности населения, но в среднем около 2 000 человек. Технически каждый узбек принадлежит к махалле, и никто не может быть исключён по классу, профессии или религии.
Сообщества махаллей являются агентами гомогенизации, призванными обеспечить социальную солидарность, предъявляя к членам требования соблюдать общественные нормы. Эти учреждения в Узбекистане поддерживают общественные стандарты, обеспечивая авторитетную основу для мотивации жителей помогать друг другу и улучшать и поддерживать район. Члены сообщества предоставляют и получают социальные услуги, включая поддержку пожилых людей, вмешательство в случаях домашнего насилия и предотвращение развода, разрешение споров между жителями и обеспечение прожиточного минимума малоимущим семьям.
После обретения независимости узбекские махалли стали использовать для решения задач – разрешение и стабилизация вопросов, возникших сразу после установления независимости Узбекистана, включая напряженность между разными этническими группами, снижение уровня жизни, недовольство и беспокойство в обществе. Для достижения этой цели правительство Узбекистана реорганизовало эти сообщества, которые всегда были неофициальными, в полуофициальные руководящие комитеты с установленным бюджетом, персоналом и обязанностями. Правительство спонсировало создание Благотворительного фонда Махалли, задачей которого было служить объединением всех комитетов махалли и поддерживать работу этих комитетов. Впоследствии состояние национальной экономики Узбекистана и растущая напряженность в политической среде, в первую очередь рост исламских экстремистов, привели к неуклонному увеличению обязанностей махаллей. Махалля из неофициальной сети соседей превратилась в «официальную» социальную единицу самоуправления.