Узбекские орнаменты и узоры отличаются сложностью и динамичностью. Они несут в себе смысл, уходящий корнями в глубину веков, когда между двумя великими реками возникали древние цивилизации, создавшие высокую художественную культуру: кушанскую античность, искусство Согдийского царства, исламскую керамическую школу Арабского Халифата. Взаимное проникновение культур земледельцев-согдийцев и кочевников-тюрков создали неповторимый и сложный культурный феномен.
Где можно встретить узбекский орнамент
В Узбекистане орнамент можно увидеть повсеместно: в интерьерах, в украшении памятников архитектуры, в оформлении посуды, одежды, постельных принадлежностей и т.д.
В любой восточной культуре важное значение имеют покрывала — сюзане, что в переводе значит «вышитые иглой». Каждая девушка с четырнадцати лет начинала вышивать большой двухметровый сюзане ко дню своей свадьбы. Свадебное узбекское покрывало называется «гулькурпа», его декорируют цветущим садом – символом плодородия. Один завиток должен был остаться незаконченным, чтобы в роду было кому продолжить вышивку.
Василек в узбекском узоре обозначает юношу, красный мак – девушку, тюльпан – невинность, роза – красоту. Миндаль символизирует долголетие, а гранат – богатство. Баран означает мужество, соловей – мудрость.
Вышивка разных областей Узбекистана отличается своими особенностями. В Самарканде проглядывается согдийская малиновая розетка в окружении колец из листьев. Узор бухарских сюзане из вихревых розеток напоминает древние покрывала Согды с солярными знаками, и все поле воспринимается как мироздание.
Характерная особенность вышивки сюзане — тамбурный шов и сильная перекрученность шелковой нити, придающая орнаменту объем.
Искусство поливного разноцветного керамического изразца, ставшего мировым культурным наследием, сложилось в средние века, в период исламского завоевания. Тысячи узбекских мастеров создали мировые шедевры архитектуры.
Геометрический орнамент изразцов складывается в рисунок пересекающихся квадратов, образующих восьмиугольную звезду, которая широко используется в облицовке узбекских архитектурных памятников.
Узбекская национальная керамика традиционно украшается по всему полю. Огромные блюда-ляганы для фруктов, пиалы для чая, косы для супа, хумы для воды расписаны цветками хлопка или просто узором фантазийного цветка «гуль». Керамисты из Риштана предпочитают синий и бирюзовый тона, а мастера Гиждувана – золотистый и бежевый.
Узбекские ткани с ромбовидным орнаментом «икат» признаны мировым культурным наследием. Их яркий рисунок невозможно ни с чем перепутать.
Икат образуется при использовании нитей с зональным окрашиванием. В отличие от похожей техники Африки и Индонезии узор образуется только продольными нитями, поперечные нити однотонны. Бывает хлопковый икат, шелковый икат, адрас (шелк и хлопок), ала-бахмаль («королевский» икат из шелка с ворсом). Традиционный мужской халат «чапак» шьется из ткани бекасам, узор которой состоит из чередующихся разноцветных полос.
Традиционная роспись по дереву использовалась для украшения интерьеров. Технология ее включает в себя грунтовку и роспись по трафарету минеральными масляными красками с покрытием лаком. Различают три разновидности узоров:
- ислими — цветочно-растительный орнамент;
- гирих — сетки или звезды;
- мураккаб — сложный узор с переплетением узоров ислими и гирих.
Резьба по ганчу — национальное культурное достояние узбекского народа. Ганч — пластичная смесь глины и алебастра, позволяет вырезать тонкие рельефные узоры. Слои разного цвета позволяют делать уникальные рисунки. Характерны медальоны с арабскими изречениями, ирисы, гирих, букет. Ажурные решетки создавали в комнатах игру света и тени и усиливали впечатление восточной пышности комнаты для гостей — «мехмонхоны». Особую красоту комнате придавал ганчевый резной карниз «шарафа».
Изяществом отличается резной ганч Бухары, он белоснежный и филигранный.
Резьба по дереву, которой оформлялись двери, решетки, потолки, колонны поражает сложностью и точностью выполнения орнамента.
Резьба по мрамору отличается сочетанием геометрического орнамента с цветком и трилистником.
Если это все узбекское, то почему все названия на таджикском?