Возникновение станковой живописи Узбекистана пришлось на первую половину ХХ века. Многое для становления узбекской живописи сделал Павел Петрович Беньков, именем которого названо художественное училище в Ташкенте. В 1920-30 гг. XX века в Самарканде существовало объединение художников, творчество которых сейчас называют среднеазиатским авангардом.
Известные художники Узбекистана их картины
Павел Беньков (1879-1949)
Приехал в Узбекистан в 1928 году и остался здесь на всю жизнь. До этого учился у Кустодиева, затем в Париже, защитил дипломную картину в Италии. В работах видна классическая европейская итальянская школа живописи. В 1930-х годах жил в Хиве, где написал картину «Хивинская девушка» (1933), названную жемчужиной его творчества.
В Самарканде в то время сложилась группа художников-авангардистов, которые создавали новое искусство, сочетающее в себе постимпрессионизм, авангардизм и восточный колорит, но творческое сообщество распалось по причине партийного давления. Художники стали делать под заказ большие полотна в стиле соцреализма, прославляющие индустриализацию и человека труда.
Александр Волков (1886-1957)
Александр Николаевич Волков родился в Фергане. Учился в Петербурге в Высшем художественном училище при Академии художеств (класс Маковского) и занимался в мастерской, где преподавал Н.К. Рерих. Продолжил обучение в Киевском художественном училище (1912-1916) у Кричевского. Восторгался мозаиками храма Софии Киевской и росписями Врубеля в Кирилловской церкви. Под их влиянием создал свои первые работы «Мазары под луной» (1915), «В горах» (1917).
Основатели русского авангардизма Кандинский и Малевич тоже повлияли на формирование стиля художника.
Волкову удалось сделать невероятное – он соединил в одном полотне каноническую рублевскую Троицу, русский авангардизм и восточную миниатюру. Картина «Гранатовая чайхана» (1924) – вершина творчества Александра Волкова.
Похоронен в Самарканде на Боткинском кладбище.
Усто Мумин (1897-1957)
Александр Владимирович Николаев вошёл в историю живописи под псевдонимом Усто-Мумин. Учился в Москве, в Государственных свободных художественных мастерских Малевича, изучал работы итальянских художников XV-XVI вв. Перуджино, Боттичелли, Джорджоне и среднеазиатскую миниатюру, что повлияло на его творчество. Портрет «Чайханщик» вызвал большой резонанс, и не только из-за цветка розы, украшающего мужчину. Мумин изображал цветок розы на многих своих полотнах. На выставке 1924 года в Самарканде были представлены также картины «Весна» и «Жених», они сразу были положительно встречены зрителями. Вызывают восхищение картины «Мальчик с перепелкой», «Дружба, любовь, вечность», «Когда я увидел Самарканд», «Дутарист» и др. Критики называли их «узбекским ренессансом». Похоронен в Самарканде на Боткинском кладбище.
Урал Тансыкбаев (1904-1974)
Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев учился в Пензенском художественном училище. Первый узбекский художник-станковист. В 1929 году в Москве сильное впечатление на художника произвел французский постимпрессионизм, за картины того периода критики назвали художника «узбекским Гогеном».
После выставок в Москве и США в 1934 г. его стали называть «главой узбекских колористов».
В 1950-х гг. основным направлением в его творчестве стал классический пейзаж («Вечер на Сырдарье», «Степь» и т.п.). Умер в г. Нукусе.
Нафиса Гильманова
Талантливая современная художница Нафиса Валиахметовна Гильманова родилась в Ташкенте, закончила Государственный педагогический университет им. Низами. Пишет классические натюрморты. Работы Гильмановой удивительно органично соединяют в себе технику голландской школы натюрморта XVII века с национальным узбекским колоритом.
В 1997 г. на средства художников был издан альбом «Живопись Узбекистана конца XX в.» на английском языке с работами 80 — 90-х гг.