Какая религия в Узбекистане

Республика Узбекистан – многонациональное государство, и её духовным стержнем всегда была вера в Бога. Религиозных взглядов в стране много и зависят они от традиций республики, ценностей и культурного воспитания. Узбекистан и религия – это две неразрывные составляющие национального характера.

С чем Вы готовите самсу?

Вероисповедание страны

Выбор конфессии зависит и от этнического состава жителей страны. В азиатских странах религия, которую исповедует большинство проживающих в стране – ислам, в Узбекистане ему отдаётся предпочтение. Государство имеет богатый исторический и духовный опыт. На протяжении нескольких тысячелетий на его территории существовали различные религии и верования. Отношения между верующими не всегда развивались мирно, но находились способы разрешить конфликты.

Религиозные конфессии

Этнический состав Узбекистана представлен 136 национальностями и народностями. Мусульманская вера исповедуется большинством граждан государства и составляет по разным оценкам 92-96% населения. Исповедуется ислам суннитского толка, шиитов среди них – 1%. Но преобладание ислама в Узбекистане не мешает другим религиям мирно развиваться в стране. Конфессиональный состав многообразен и состоит из ещё 16 вероисповеданиями. За исламом следуют христианство, иудаизм, вера бахаи и другие конфессии.

Иудаизм

Верования евреев появилось, задолго до появления ислама. Повсеместного распространения он не получил. Но в городах Самарканд, Бухара, Андижан и Коканд есть крупные диаспоры, которые стали центрами еврейской культуры и традиций для Узбекистана. Здесь построены синагоги, религиозные школы. В основном иудаизм исповедуют бухарские евреи и выходцы из других стран. Иудеи так и не ассимилировались с местными жителями.

После распада СССР (1991 г.) от 15 000 до 20 000 тысяч евреев иммигрировало в Израиль. После отъезда жизнь диаспоры не угасла, а оставшиеся малочисленные общины пользуются серьёзной поддержкой израильского государства. В Узбекистане зарегистрировано 8 иудейских организаций.

иудаизм

Вера Бахаи

Впервые адепты этого религиозного мировоззрения среди узбеков появились в конце XIX в. из Афганистана. Новое мировоззрение в мусульманской стране приняли не сразу. Ислам в Узбекистане не приветствовал далёкую от узбекского образа жизни религию. Не успев окрепнуть, бахаистские общины попали под репрессии со стороны советской власти. На многие годы бахаистам Узбекистана было запрещено совершать культовые обряды, последователи этого учения подвергались наказаниям как, и представители других вероисповеданий.

Обстановка изменилась в 90-е годы XX в., когда был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». В 1994 г. в Узбекистане создаётся Духовное собрание национальных общин Бахаи. С 1992 по 2000 гг. такие объединения появляются в Самарканде, Бухаре, Навои, Карши, Джизаке, Ташкенте, Ахангаране.

Этнический состав бахаистских организаций: узбеки, таджики, русские, украинцы, армяне, татары и другие жители республики. Последователи веры Бахаи происходят из разных семей – мусульманских, православных, католических, иудейских, атеистов.

Однако бахаистов не так много – в пределах тысячи человек. Но всех их объединяет одно, вера в Бога. Бахаулла говорил: «Роза остаётся розой, в каком бы саду она ни цвела». Адепты веры мирно уживаются с представителями других религий. Это ещё одно свидетельство терпимости узбекского народа. В стране зарегистрировано 6 бахаистских общин.

Вера Бахаи

Индуизм

Появление индусов на территории Узбекистана относится к XIV в., когда Тамерлан пригнал из Индии в столицу мастеров по камню для строительства новых дворцов. По разным источникам в XVI в. В Бухаре уже был построен большой индуистский квартал, который продолжал сохраняться вплоть до начала XX в. Сведений о том, что рабы исповедовали индуизм, не сохранилось. В Узбекистане есть близкая к индуизму вера – кришнаизм, зарегистрирована 1 организация — «Ташкентское общество сознания Кришны». Это учение пришло из Индии. Последователи веры проникли в государство в конце 80-начале 90 гг. XX в. Последователями этого движения в основном стала узбекская молодёжь.

индуизм

Буддизм

Являясь мировой религией, он проник и в государства Средней Азии. С распространением ислама в Узбекистане буддистское вероучение смогло сохраниться только в южных районах – Сурхандарьинская область.

В нынешнем Узбекистане число буддистов увеличилось за счёт дальневосточных эмигрантов. Буддизм – четвёртая по значимости религия среди узбеков. Его исповедует 0,2% корейцев, проживающих в стране. После 1991 г. когда Узбекистан получил суверенитет, буддисты получили права для совершения своего культа, открыли храм (выполнен в традициях Дзен-буддизма). Праздники, которые отмечаются связаны с корейским буддийским календарём. В пределах государства находится около 20 памятников этой веры.

буддизм

Зороастризм

Территория Средней Азии, на которой расположен и Узбекистан, в далёкие времена была тем местом, где пересекались торговые пути и религии. Религиозное направление затронуло тогда незначительную территорию (Хорезмская область), но оставила после себя много зороастрийских памятников – 38, 17 из которых расположены в Хорезмском оазисе.

Почему же эта древняя религия до сих пор оставляет след в истории узбекского народа? Древний Хорезм создал мощное государство с высокой духовностью. В религиозном учении проповедовалось равноправие, свобода, добро, поэтому зороастризм оставил такой глубокий след в истории культуры многих народов, являясь и первой монотеистической религией. В Средней Азии тогда было только многобожие. Зороастризм в Хорезме не имел своей церкви и адептов, хотя и отмечались единичные случаи обращения в эту веру.

Узбеки хранят памятники религии, находящиеся в Самарканде, Бухаре, Хорезмской области. Наследие зороастрийской традиции можно увидеть в праздновании Навруза (отмечается 21 марта). На флаге государства– зороастрийская птица Хумо (Семург).

Зороастризм

Атеизм

Атеизм как государственная политика в СССР ставила своей целью уничтожение влияние религии на сознание людей. Надо сказать, она принесла результаты. По всей стране закрывались церкви, мечети, синагоги, молитвенные дома, изгонялись служители. Запрещалась церковная литература, разгонялись общины и руководители. Ислам и другие конфессии в Узбекистане тоже подверглись преследованиям.

С момента обретения независимости положение в республике изменилась. Религиозная жизнь постепенно, но уверенно вернулась в прежние рамки. Атеисты в Азии встречаются в молодёжной среде, да и то, громко о своих позициях они не заявляют. Сколько процентов составляют атеисты никто не считал. Есть мнение, что в Узбекистане, как и во всех азиатских странах, человека скорее назовут агностиком (верящим, что есть высшая сила), чем неверующим. Узбеки веротерпимы, поэтому и атеизм не запрещается. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский, Владимир так пишет: «Толерантность – это способность человека, а также сообщества и государства «слышать» и уважать мнение других…».

Христианство

Второй по последователям в Узбекистане считается христианская вера, которая появилось там задолго до утверждения мусульман. Вера представлена всеми направлениями – православием, католицизмом, протестантизмом. Наибольшее количество христиан исповедует православие, затем следуют протестанты и католики. Всего христианских организаций зарегистрировано 119.

Жизнь православных общин, возобновившаяся после 90 г. XX века наполнена повседневной работой. Наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря Чирчика игумен Нектарий (Блинов) так характеризует состояние православия: «То количество русскоязычного населения, которое сейчас проживает в Узбекистане, ещё большое, поэтому не могу сказать, что число прихожан уменьшается. Где-то на периферии наблюдается спад приходов, но это не носит массовый характер. Не стоит забывать, что в стране не актуальна проблема демографии, поэтому несмотря на постоянную миграцию, баланс всегда поддерживается. Не все русскоязычные – этнические русские, белорусы, украинцы, корейцы и другие ходят в православный храм. Но многие из них со временем приходят к православию. В результате на место прихожанина, уехавшего в другую страну на постоянное место жительства, приходит другой».

Христианство

Протестантские общины имеют мощную поддержку со стороны США, Германии и Южной Кореи. В организациях активно ведётся миссионерская и прозелитическая деятельность, но, исследователи утверждают, она не угрожает узбекским мусульманам. Несколько процентов христиан-протестантов, не повлияют на преобладающее мусульманское население. Католических общин мало и есть всего один костёл.

Отношения государства и религии

Взаимодействие государства и религии строятся на равных правах. В основу этих взаимоотношений положен принцип соблюдения свободы совести, право на создание и вступление в религиозные организации, невмешательство государства в жизнь верующих (ст. Конституции – 31,34,56,58). Данные положения подтверждаются и законом Республики «О свободе совести и религиозных организациях» (1998). Принцип веротерпимости лежит в основе религиозного взаимодействия. Государство заинтересовано в сохранении межконфессионального общения и религиозной терпимости. Узбекистан провозглашается светским государством.

В отношениях органов власти и конфессий есть чёткое понимание того, что религия – это часть духовной культуры узбекского народа, которая способствует в деле возрождения, исконных традиций и ценностей коренного населения. На исламскую религию, как культурообразующую возлагается большая ответственность за сохранение мира всех вероисповеданий.

религия

Для совместных действий в государстве создан при Комитете по делам религий Совет по делам конфессий. В него входят представители всех вероисповеданий Узбекистана. Межконфессиональный мир и стабильность в стране, одна из главных задач в вопросах религиозного строительства. С этой целью проводятся многочисленные совещания, конференции, симпозиумы где решаются важнейшие вопросы жизни религиозных организаций.

Государство помогает строить и восстанавливать культовые здания, храмы, костёлы, мечети, синагоги. Показателем таких взаимоотношений стала презентация Корана со шрифтом Брайля (для слепых) в 2004 г. Узбекистан третьим государством в мире создал для людей с ограниченными возможностями такой Коран.

Заключение

Завершая обзор, следует сказать, что Республика с достоинством прошла испытание историей. Религиозная жизнь в стране возродилась. Удалось достичь межконфессионального согласия. Толерантность стала нормой. Государство создало все правовые условия для полноценного функционирования религий в Республике. Ислам в Узбекистане выполняют ведущую роль в религиозной жизни страны.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Гид по Узбекистану
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: