Бешик (бещик, бесик) — так называется колыбель в Узбекистане и других районах Центральной Азии и Северного Кавказа. Она своей конструкцией значительно отличается от европейской формы люльки-кроватки. Сегодня мы познакомим вас с тем, какую роль бешик играет в узбекской семье.
Ритуальная церемония
Рождение ребёнка — знаменательное событие для каждой семьи. В Узбекистане существует очень важное и яркое событие, посвящённое этому случаю. Рождение первенца сопровождается древним обрядом, существующее порядком 1500 лет. Это ритуальный праздник, связанный с пеленанием и укладыванием ребёнка в узбекскую колыбель.
В церемонии участвуют все родственники, соседи и знакомые семьи.
Бабушка новорожденного, со стороны матери, перед проведением этой торжественной церемонии, покупает бешик и украшает его. Родственники же приносят всё необходимое для младенца: одежду, игрушки и др. Пока гости обедают за праздничным столом, проводится ритуал первого пеленания и помещения малыша в детскую колыбель, с участием пожилых женщин.
Узбекскую люльку ставят в центр комнаты, сверху накрывают покрывалом, а вовнутрь устанавливают горшок и кладут подушки. Со стороны головы младенца помещают большую луковицу и маленький камень, так как предание гласит, что эти принадлежности отпугнут злых духов. Бабушка, принесшая бешик, берёт ребёнка на руки и намеренно кладёт его два раза не с той стороны, спрашивая: «Так правильно?». На что гости дружно отвечают: «Нет! Нет!» Лишь только на третий раз укладывает его правильно с тем же вопросом. В этот раз все кричат: «Да! Да!» Под звуки колыбельной музыки аккуратно размещает малыша в кроватке, тем самым показывая его маме, как правильно пеленать. Гости бьют грецкие орехи и осыпают ими бешик, это делается от сглаза. Какой милый малыш на фото, уложенный в люльку и обмотанный бархатным материалом с изображением узбекских узоров.
Это мероприятие весёлое, радостное, с мелодиями, песнями и танцами. В конце праздника каждый из присутствующих подходит к детской кроватке, где находится и мать, чтобы вручить особый подарок или просто словесно поздравить маму и сказать ей приятные и тёплые слова.
Представители со стороны жениха дарят гостям несколько подарков.
В каждом регионе Узбекистана эта церемония проводится по-своему, но всё это делается для того, чтобы новорожденный знал свои семь поколений и прожил красивую долгую жизнь.
После выполнения узбекского ритуала, гости расходятся по домам.
Преимущества бешика
Возникновение именно такой формы кроватки уходит корнями в далёкое прошлое, когда не было условий пережить холодную зиму, жаркое лето и было трудно поддерживать здоровье ребёнка, который не был адаптирован к погодным перепадам. Бешик защищал малыша под своим прикрытием.
Во время изготовления мастер должен знать какое дерево можно использовать в качестве строительного материала. По этой причине он выбирает сильные и ароматные деревья — тутовник (шелковица), абрикос и другие фруктовые деревья. Они полностью соответствуют экологическим требованиям. Колыбели, приготовленные из фруктовых деревьев, отличаются не только своей прочностью, но и другими превосходными свойствами. В Узбекистане считают, что если младенца поместить в бешик, то у него будет изобилие и счастливая жизнь.
Описание формы бешика
Бешик очень удобен и практичен в использовании. На фото видно, что внешний вид его напоминает куполообразную арку. Средняя длина узбекской кроватки составляет около 1 метра, ширина — 40-60 см. Дерево раскрашивают в витиеватые яркие узоры натуральными красителями. Основание ножек напоминает полукруг. Это сделано с пользой для того, чтобы облегчить укачивание младенца. Ручка расположена горизонтально по длине кроватки сверху, чтобы было удобно раскачивать колыбель, а также для опоры на неё и развешивания различных погремушек и игрушек.
Младенца укладывают в люльку на спину так, чтобы ягодицы находились на неукрытом деревянном днище прямо над горшком, изготовленном из керамической глины, служащий для отвода экскрементов.
Для отвода мочи используется специальная деревянная трубка — сумак. Есть два типа сумака — для мальчиков и девочек.
При помощи ваты гениталии прикрепляются к этому приспособлению. Благодаря сумаку тело ребёнка всегда остаётся чистым и сухим, а мать освобождается от необходимости менять подгузники. Руки младенца прижимают вдоль тельца и обвязывают бархатным материалом, который завязывают узлом под днищем люльки. Ноги обвязывают таким же способом.
Споры по поводу использования бешика продолжаются по сей день. Современные врачи против того, чтобы тело ребёнка было обездвижено, а молодёжь предпочитает памперсы и современные кроватки. Но бешик всё равно в большинстве случаев является неотъемлемой частью традиций Узбекистана.