Восточную музыку нетрудно угадать по характерному чарующему звучанию. Узбекские музыкальные инструменты – это важная часть прошлого нации. Своей музыкой они многое могут рассказать о традициях, культуре народа, раскрыть уникальность его характера и обычаев.
Традиционные инструменты
Карнай – медный духовой музыкальный инструмент в виде длинной прямой трубы от трех до пяти метров. Исполнитель поднимает трубу вверх и воспроизводит сигнал, направляя его в разные стороны. Внушительный звук карная чем-то напоминает тромбон.
Приблизительный возраст – 3000 лет. Во времена военных походов карнай использовали для подачи сигнала на большие расстояния, а также для сопровождения торжественных выходов правителей.
Интересно: по народной примете, звучание карная предвещает юноше скорую женитьбу.
Сурнай – деревянный духовой. Предшественник гобоя и так же, как и гобой, имеет две трости. Длина узбекского инструмента – 45-50см. На лицевой стороне есть 7 отверстий, а на тыльной – одно. Такое расположение значительно расширяет диапазон, и делает звучание ярким и пронзительным. Благодаря многообразию звукоизвлечения в национальных узбекских произведениях сурнай часто исполняет партии соло.
Най – старинный инструмент, появившийся ещё до нашей эры. Схож с флейтой. В нем шесть отверстий. Длина – 50-60 см. Изготавливают най из бамбука, жести и латуни. В узбекской музыке най применяется как солирующий инструмент, так и входящий в состав оркестра и различных ансамблей.
Дутор (дутар) – струнный щипковый в форме груши с удлиненным тонким грифом (общая длина – 90-120 см). Неотделимая часть национальной культуры Узбекистана. Делают дутор из дерева (лучше всего подходит тутовое). Имеет две струны: шелковые или нейлоновые. При игре исполнитель располагает его как гитару.
Известен с XV века, повсеместно использовался пастухами. Звучит тихо и нежно. Подобно гитаре, широко распространен среди музыкантов как солирующий инструмент, так и аккомпанирующий пению.
Интересно: игра на дутаре — важная часть творчества бахшей (народных певцов). Во времена всеобщей безграмотности населения Средней Азии бахши оставались хранителями и распространителями фольклорной традиции.
Чанг – узбекский струнный ударный инструмент, рода цимбал. Деревянный корпус представляет собой форму трапеции на котором горизонтально натянуты металлические струны. Корпус установлен на небольших ножках. Звук, извлеченный ударом деревянных или бамбуковых палочек, яркого сочного тембра, долго не затухающий.
Усовершенствованные разновидности чанга в 1940-е г.г. входят в состав современных узбекских оркестров народных инструментов.
Дойра – ударный национальный инструмент среднего размера. С одной стороны деревянного круга натянута кожаная мембрана, а на другой стороне расположены кольца из металла. В звукоизвлечении принимают участие пальцы обеих рук. В результате чего, ритмичные удары воспроизводятся одновременно со звенящими кольцами.
Нагора – парные литавры в виде двух глиняных горшков различных по размеру. Сверху покрыты кожаной мембраной. Для игры на ударных используют две точёные палочки. Для того чтобы достичь более сочного звонкого звучания, нагору перед игрой подогревают на огне или на солнце.
Часто встречающиеся в Узбекистане ансамбли, особенно сопровождающие уличные национальные празднества, представлены такими инструментами, как нагора, корнай и сурнай.
Музыкальные инструменты Узбекистана обязательно являются составной частью народных оркестров и ансамблей. Их сольные завораживающие звуки редко оставляют равнодушными даже самых искушенных меломанов.