Танцуют в Узбекистане много, красиво и с душой. Узбекский танец – это особая история, самобытная и неповторимая. Более двенадцати областей соревнуются в мастерстве и передают профессиональные секреты из поколения в поколение. Гулим, лазги, бурдам, добоз и машал танцуют веками. Национальная музыка, костюмы и оригинальные движения завораживают зрителей с первого взгляда. Национальные узбекские танцы — это дух Востока. Их нужно вкусить, как плов, и насладиться.
Андижианская полька
Это очень динамичный народный узбекский танец. Родился он близ города Анджиан. Отсюда и его название. Обычно польку танцуют шесть человек и более. В основе хореографии лежит классическая полька, правда с местным узбекским колоритом. Музыкальный размер традиционный — 2/4. Основные движения польки разнообразные, но не сложные: семенящие и приставные шаги, подскоки, повороты.
Энергичные прыжки чередуются с игровыми элементами. Неудивительно, что андижанскую польку особенно любят дети. Однако это вовсе не детский танец. Его исполняют и взрослые девушки, и даже парни. Рисунок польки все время меняется: то круг, то диагональ, то прочес. Танцевальные фигуры быстро меняют друг друга, а танцоры будто не чувствуют усталости. Зрелище потрясающее: все крутится, вертится, искрится и зажигает. На лицах танцоров улыбки, а узбекскую музыку заглушают аплодисменты и восторги зрителей. «Андижанская полька солнечная, как сам Узбекистан», — шутят туристы.
Лязги
Этот танец — настоящий спектакль. Исполняется он под народную песню лазги и имеет много вариаций: идеальный, дутар, сурнай.
Начинается танец обычно в медленном или умеренном темпе. Танцовщицы демонстрирует сложную технику рук, спины и шеи. Движения у них волнообразные и витиеватые. Плавными шагами танцовщицы передвигаются на полусогнутых ногах, слегка наклоняют корпус и задорно потряхивают плечами. Женская красота и изящество сквозят в каждом повороте. Каждая связка лязги завершается «ключом» и ускорением темпа. В финале лазги скорость просто поражает: босые женские ноги мелькают, а колокольчик на их руках издают непрерывной мелодичный звон.
Костюмы танцовщиц – настоящий шедевр узбекской текстильной промышленности. Фасоны, расцветки и вышивки шикарны по-восточному. Буйство красок и блеск нарядов, зажигательная музыка создают ощущение нереальности и магии. В хорезмский танец зрители влюбляются раз и навсегда. Неслучайно лязги стал визитной карточкой Узбекистана и элементом его культурного наследия.
Танец живота
В узбекской версии танец живота великолепен. Базовые движения беллиданс облекаются в национальный мотив и манеру. Танцовщица старается выразить женский народный характер. За каждой позой скрывается определенная философия и переживания. Музыка узебкская, чарующая, а движения все отточенные и выверенные. Хореография базируется на классических восьмерках, ударах, трясках живота и ключах. Техника ног минимальная, весь акцент — на движения живота танцовщицы. Пластика, мягкость и женственность восхищают не только горячих восточных мужчин. Узбекские девушки-красавицы –это гордость Узбекистана.
Детский танец
Искусству движения обучают в Узбекистане с детства. Юные танцоры осваивают различные техники и охотно выступают на публике. Свадьбы, национальный праздники, пышные семейные торжества не обходятся без юных дарований. Девочки исполняют женские партии, мальчики-мужские. Дети танцуют сольно, в дуэтах и узбекских ансамблях. В репертуаре обычно Андижанская полька, Салам Нооруз,Нозли, гулим, хорезм.
Детские танцы энергичные и выразительные. В них много перестроений, прыжков и неподдельной радости. Движения незамысловаты, но синхронны и разнообразны: беговые шаги, прыжки, покачивания, вращения на месте и с продвижением. Дети полностью отдаются движению – это видно по их счастливым лицам. Кстати, их мимика ничуть не уступает взрослой. Здесь тоже кипят страсти и зашкаливают эмоций.
Детей встречают всегда тепло. Детские узбекские коллективы готовят целые программы. Особенно много восторга вызывают хорезм и лазги. Танцуют их дети по-настоящему: с достоинством и знанием дела. Девочки пластичны и грациозны, а мальчики сильны и статны.
Цирковые танцы
Хорезмская школа известна и своими цирковыми номерами. Танцоры показывают настоящее представление. Машал – узбекский номер с факелами. Солируют в нем чаще мужчины, а женщины плавно передвигаются с факельными конструкциями. Огненный реквизит то вращается, то подбрасывается, но факелы ни на секунду не затухают. От красоты танца захватывает дух, а мастерство факиров поражает.
Симдор танцуют на проволоке. В нем сочетаются традиционный классический танец и цирковые трюки. Танцору завязывают глаза, и он начинает жонглировать кинжалами и пиалами с огнем. Координация и физическая подготовка исполнителей на грани фантастики. Особенно симдор впечатляет детей. Звон и блеск металла, атлетически сложные артисты создают атмосферу восточной сказки.
Егоч оек выплясывают на ходулях. Великаны вышагивают, подпрыгивают и кружатся под узбекские мотивы. Егоч оек- настоящий цирк.
Добоз танцуют на канате с разновесом или без. Исполнители демонстрируют невероятные возможности человеческого тела, баланс и запредельную выносливость. Каждая постановка добоз- произведение искусства. В нем тесно сплетены элементы шапито и национальный узбекской пляски.
Сюжетные
Иначе их называют подражательными танцами или пантомимами. Танцоры изображают птиц и зверей, эпических и сатирических героев. Выразительность достигается за счёт работы рук, корпуса и артистизма. Особенно популярны танцы чайки, петуха и перепелки. В них сквозит дух свободы, вековой мудрости и горячего сердца. Не менее интересны бытовые сюжеты. Они повествуют об обычаях и традициях Узбекистана. Сюжетно-бытовые танцы позволяют познакомиться с узбекской культурой и историй. В них можно увидеть, как собирают хлопок и фрукты, пекут лепешки, как удит рыбу рыбак. Имеются и обрядовые танцы жениха и невесты, сбора урожая, битвы и победы. Такие пантомимы не оставят равнодушными даже самого далекого от мира хореографии зрителя.
Современные
Являются симбиозом народного и профессионального искусства. Выделяют пять школ танца: ферганскую, хорезмскую, бухарскую, и пляски степняков, горцев. У каждой из них своя техника. Для танцев Ферганской долины характерны скользящие, плавные движения, пластика и размеренность. Хорезмская школа основывается на энергичных воинственных движениях и фиксировании поз. Вращений здесь почти нет. Акцент делается на артистизм, темперамент. Ферганская школа танца отличается уникальными рисунками танца и перестроениями. Шаги легкие, позиции рук широкие. Каждая позиция рук символична. Ферганскому танцу, в отличие от хорезма, не присущи строгие каноны, поэтому многое строится на импровизации. Характер его обычно лирический. Танцы горцев-степняков экспрессивные, динамичные и резкие. Они изобилуют трюками, прыжками и поворотами. Танцоры демонстрируют воинственный мужской характер.
Бухарские
Объединили в себе разные эпохи и техники: от примитивных притопов до сложнейших поворотов и перекидных прыжков. Движения ног разнообразны: шаги на полусогнутых, подъёмы на пальцы и полупальцы, комбинированные вращения со сменой направления. Шаги резкие, напористые. Позиции ног чаще выворотные. Работа корпуса достаточно сложная — задействован весь плечевой пояс. Кисти рук все время в движении: они то напряжены, то расслаблены. Визитной карточкой бухарской школы является Чарх-ду-Зону (продвижение на коленях во вращении).
Для бухарских постановок, в отличие от ферганских и хорезмских, не существует специальных женских и мужских партий. Зато есть разделения по уровню мастерства и цели постановок. Базм-Оро – лирические танец по случаю чествования богатых людей. Танцуют их только профессионалы в самых шикарных одеяниях. Джура-базм призваны рассмешить публику и создать хорошее настроение. По своей сути они комичны и рассчитаны на дружеские вечеринки среднего класса. Марокчи объединяют профессионалов и любителей: танцуют их все вместе на общенародных торжествах, вне зависимости от умений и социальной принадлежности.
Танцы Узбекистана чрезвычайно интересны и колоритны. Гулим, лазги, бурдам, добоз и машал – каждый хорошо по-своему. Они находят отклик в душе любого человека, ведь язык тела универсален. Они объединяют, облагораживают, и делают людей добрее.
Если вам еще не довелось прикоснуться к этому удивительному миру, восполните этот пробел. Ведь как гласит восточная мудрость, «тому, кто любит танец, всегда светит солнце».