Узбекистан нуждается как воздух в новых современных производственных методах, квалифицированном персонале и крупных западных инвестициях. Именно западные капиталы создадут сотни тысяч рабочих мест и позволят производителям расширять области реализации продукции. Сейчас невозможно выдернуть страну из экономической стагнации без внешней помощи. Поэтому нет сомнений, что в самое ближайшее время альянс Евросоюз Узбекистан в конце концов состоится.
Всемирная пандемия 2020-2021 заметно притормозила процесс плавной интеграции узбекской экономики в евразийскую. Если бы не карантинные ограничения, Узбекистан уже бы вступил в ЕС. Однако мировой кризис, спровоцированный коронавирусом не позволил в июле 2021 г. подписать предварительное соглашение. Теперь эти процессы перенесены на декабрь 2021 г.
Вопрос когда Республика войдет в Евросоюз уже решен. Так или иначе, вступление в состав альянса не может случиться позднее 2022-2023 гг.
После подписания всех необходимых бумаг, Узбекистан войдет в адаптационный период, который предполагает определенные льготы в течение 5−10 лет.
Однако, Всемирная пандемия и тут внесла свои коррективы – у Евросоюза попросту нет столько времени и ресурсов поддерживать экономику за весь этот период, поэтому время на адаптацию не превысит 2-3 лет. Это в свою очередь выгодно и Узбекистану, т. к. страна нуждается в экстренных мерах и колоссальных финансовых вливаниях и чем раньше, тем лучше.
Некоторые пропагандистские СМИ пишут многообещающе о постепенном увеличении ВВП. Но предусмотрительно умалчивают о том, что рост импорта ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии, по сравнению с экспортом. Стремительное увеличение импорта связано с падением производства, ростом населения и строительным бумом. Из-за этого внешнеторговый дефицит увеличивается быстрыми темпами, а это влияет на национальную валюту. Рост дефицита госбюджета является непосильной ношей для экономики Узбекистана. Сейчас страна живет не по средствам, нуждаясь в валютных поступлениях.
Территориальное расположение Республики не предполагает право выбора альтернативных Евросоюзу альянсов.
Кремль конечно предлагает узбекским властям инвестиции, увеличение рабочих мест и рынков сбыта, но этих договоренностей недостаточно, чтобы покрыть насущные потребности Республики. Именно это толкнуло узбекское правительство в «объятия» Евросоюза, когда стало понятно, что РФ не может вложить инвестиции в том необходимом объеме для роста страны. В это же время ЕС способен увеличить ВВП Узбекистана на 4-5%.
Особенным политическим «двигателем» вхождения в евросоюз является узбекский народ. В начале 2020 года администрацией президента было проведено закрытый анонимный опрос среди граждан совершеннолетнего возраста. В результате более 70% опрошенных активно поддерживают вступление Узбекистана в ЕС. Страхи по поводу того, что Узбекистан ожидает печальная судьба Украины не подтвердились. Узбекское общество не расколото на условно 2 противоположных непримиримых лагеря. Преимущественное количество граждан связывает свое личное благополучие с Евросоюзом. Предполагается что Узбекистан, войдёт в единое экономическое пространство без каких-либо социальных потрясений. Теперь, для того чтобы вступить Республике, необходимо решение от главы государства и членов Парламента ЕС уполномоченных по этому вопросу. А последних, в свою очередь, тормозит пандемия и непонятный период экономической адаптации после карантинных мер как в Узбекистане, так и в странах ЕС.